Краткие основы фотографирования

Краткие основы фотографирования
Автор:

Освещение — основа фотографии. Законы света лежат как в основе нашего зрения, так и в основе фотоаппаратуры.

Световые лучи — электромагнитные колебания строго определенной длины волны — излучаются источником света (солнцем, электролампой -и т. д.)- Они распространяются в пространстве прямолинейно до тех пор, пока не встретят на пути препятствие. Часть лучей поглощается препятствием. Свет превращается в тепло или в другой вид энергии. Остальные лучи отражаются объектами, и их улавливает наш глаз или объектив фотоаппарата.

Эти лучи, проходя сквозь линзы фотообъектива, создают на определенном расстоянии перевернутое изображение окружающих нас предметов.

Изображение улавливается сетчаткой нашего глаза, в которой сосредоточены глазные нервы. В фотоаппарате изображение улавливается матовым стеклом или светочувствительным материалом, при этом на светочувствительный материал не должны падать посторонние лучи. Для ограждения оветочув-ствительного материала от посторонних лучей служит корпус аппарата.

Изображение должно быть четким. Поэтому необходимо, чтобы объектив находился на строго определенном расстоянии от светочувствительного материала (или матового стекла). Это расстояние зависит от двух факторов: фокусного расстояния, всегда указываемого на оправе объектива, и расстояния, на котором находится фотографируемый объект от фотоаппарата.

Чем он ближе расположен, тем больше расстояние объектива от светочувствительного материала (или матового стекла), и наоборот.

Для того чтобы мы могли правильно навести на резкость и без матового стекла, на корпус аппарата или на оправу объектива нанесена шкала метража. Знак со на ней обозначает фотографическую бесконечности равную примерно расстоянию ста фокусны расстояний, возведенных в квадрат.

Для каждого объектива характерна определенная глубина резко изображаемого пространства, т. е, тот участок пространства, в котором резко изобразятся предметы, лежащие перед точкой, по которой мы произвели наводку на резкость, и за ней.

Глубина резко изображаемого пространства растет пропорционально уменьшению действующего отверстия объектива. Для его уменьшения служит диафрагма.

Чтобы получить максимальную глуби резкости, наводку на резкость нужно производить не по средней точке между двумя снимаемыми предметами, а по первой трети расстояния между ними. Диафрагму в таком случае следует выбирать такой величины, чтобы резкими были оба предмета. Если первый предмет настолько близок, что даже при максимально закрытой диафрагме мы не можем достичь требуемой глубины резкости, то следует увеличить расстояние от ближайшего предмета.

Мы должны помнить общее правило, что у объективов с фокусным расстоянием 5—8 см при диафрагме 8 и наводке на резкость на 3 м все предметы, находящиеся на расстоянии от 2 до 5 м, получатся резкими, а при наводке на резкость на 10 м — все от 5 м до сс .

Диафрагма выполняет двойную функцию. Она влияет, с одной стороны, на глубину резкости изображаемого пространства, а с другой, — на количество света, которое поступает в фотоаппарат через объектив.

При фотосъемке необходимо точно определить интенсивность освещения, проходящего через объектив, *и в зависимости от этого установить время, в течение которого будем воздействовать на светочувствительный материал. Для этого служит шкала (числа диафрагмы), нанесенная на объективе:

  • международное обозначение: 2,8; 4; 5,6: 8; 11; 16; 22; 32; 45; 64*.
  • старое немецкое обозначение: 3,2; 4,5; 6,3; 9; 12,5; 18; 25; 36; 50; 70 и т. д.

Чем больше цифра, тем меньше отверстие объектива. Увеличивая значение диафрагмы на одно деление, мы тем самым уменьшаем вдвое количество света, проходящего через объектив.

Для того чтобы получить хорошее изображение, необходимо на светочувствительный материал подействовать строго определенным количеством света. Этим количеством мы управляем, изменяя величину отверстия объектива (диафрагму) и время, в течение которого действуют лучи на светочувствительный материал. Устройство, которое позволяет совершенно точно и к тому же в достаточно широких пределах (от Что сек до полного открытия) дозировать время выдержки, называется затвором. Временем освещения мы управляем с помощью затвора. Он бывает двух видов: центральный, установленный между линзами объектива, и шторный, расположенный непосредственно перед светочувствительным материалом.

При нажатии на кнопку спуска затвор открывает доступ световым лучам к светочувствительному материалу. По истечении установленного времени затвор закрывается.

Величина времени, на которое необходимо открыть затвор, обозначена на шкале, нанесенной на корпусе фотоаппарата или на оправе затвора.

Буквы «Т», «Z» и «D» означают, что затвор останется открытым до тех пор, пока спусковая кнопка не будет нажата вторично. Буквы «D» или «В» означают, что затвор останется открытым в течение всего времени, пока нажата кнопка. Числа на шкале означают доли секунды, на которые открывается затвор при срабатывании спуска.

Чтобы сохранить одну и ту же экспозицию при диафрагмировании объектива, надо соответственно удлинить время освещения (выдержку) и, наоборот, если необходимо более короткое время освещения, то требуется побольше открыть диафрагму. Например:

Светочувствительный материал изготовляется либо в виде фотопленок (рулонных, перфорированных, плоских), либо в виде фотопластинок. Различаются они размерами, подложкой и упаковкой. Светочувствительный слой этих фотоматериалов может иметь разные свойства.

Фотоматериалы характеризуются общей светочувствительностью, цветовой (спектральной) чувствительностью, контрастностью, максимальной оптической плотностью, разрешающей способностью и зернистостью.

Общая чувствительность у нас выражается чаще всего в градусах ДИН и Шейнера. Пленка, у которой величина чувствительности имеет обозначение на 3 градуса больше, в два раза чувствительнее, а та, у которой на 3 градуса меньше, — в два раза менее чувствительна. Одна и та же чувствительность в градусах ДИН обозначается так, что она на 10 единиц меньше, чем в градусах Шейнера.

Пленка чувствительностью, например, 17° ДИН (так теперь пишут вместо П°/10 ДИН) в два раза чувствительнее, чем пленка 14е ДИН, с другой стороны, чувствительность у нее в два раза меньше, чем у пленки 27° Шейнера.

Это означает, что для получения правильного изображения пленка чувствительностью 17° ДИН требует вполовину меньше освещения, чем пленка чувствительностью 14° ДИН, пленка же чувствительностью 21° ДИН потребует только четвертую часть света, пленка 24° ДИН — только одну восьмую часть, а пленка 28° ДИН — только одну шестнадцатую часть того света, которого требует пленка 17° ДИН. Поэтому при плохих условиях освещенности следует применять более чувствительную пленку, при хороших — менее чувствительную.

Перевод обозначения чувствительности в систему Шейнера прост: к числу десятых долей ДИН надо прибавить число 10. Например, 17° ДИН равно 27° Шейнера.

Все прочие свойства пленки связаны с общей чувствительностью. Иначе говоря:

  1. Мало чувствительная пленка имеет ортохроматическую чувствительность к цветам (т. е. пленка мало чувствительна к красному цвету и очень чувствительна к синему), очень хорошую разрешающую способность (на пленке выходят и острые контуры и множество деталей), очень малую зернистость почернения (с пленки можно увеличивать и весьма малые детали) и постоянную контрастность оттенков (разница в почернении между светлыми и темными местами большая).
  2. Пленки со средней чувствительностью имеют панхроматическую чувствительность к цветам (они одинаково нормально чувствительны к красному и синему цвету, чуть меньше — к зеленому), у них хорошая разрешающая способность, средняя зернистость почернения и нормальная контрастность.
  3. Высокочувствительные пленки имеют сверхпанхроматическую чувствительность к цветам (они очень чувствительны к красному цвету, меньше — к зеленому), разрешающая способность у них хуже, зернистость больше, они отличаются мягкой контрастностью (разность в почернении между светлыми и темными местами малая).

Все пленки хороших марок совершенно противоореольны (вокруг мощных источников света не появляется ореолов).

Изображение на светочувствительном материале возникает в тех местах, где свет оказал фотохимтгчеокое действие на фотографическую эмульсию, -в результате чего образуется латентное, или скрытое, изображение.

Во время проявления на этих местах образуется металлическое серебро, составляющее почернение. При закреплении светочувствительное вещество, не затронутое светом, растворяется, в результате чего изображение становится постоянным. Его почернения обрат-кы яркостям объекта. Оно называется негативом. При съемке светочувствительный слой должен получить правильное количество света, которое дозируется с помощью диафрагмы и затвора. Для того чтобы правильно установить величину диафрагмы и выдержку, необходимо вначале оценить общую интенсивость света.

Интенсивность света можно измерить прибором или определить на глаз. Для этого служит фотоэлектрический экспонометр. Несмотря па то что фотоэкспонометр стоит относительно дорого, он очень скоро себя окупает за счет экономии фотоматериала и качества снимков. Для цветной фотосъемки фотоэкспонометр обязателен.

Интенсивность света можно также определять на глаз, так как она в аналогичных условиях всегда одна и та же. Эти условия определяются временем года, временем суток, погодой и обстановкой съемки. Поэтому купите себе какую-либо дешевую круговую экспозиционную табличку, по которой соответственно условиям съемки можно найти правильную экспозицию.

Рекомендуем, особенно начинающим, записывать условия съемки, диафрагму и выдержку, а затем сравнивать эти данные с полученными негативами. Вы приобретете, с одной стороны, большой опыт в оценке интенсивности света, а с другой — изучите фотоматериал и его возможности.

share